По способу изготовления необходимо выделить горячекатаные и сварные двутавровые балки. Изделия могут производиться из конструкционных марок стали или низколегируемых сплавов в строгом соответствии с профильными государственными стандартами.
Также получили распространение двутавры из алюминия и древесины (пиломатериалов).
Балки принято подразделять на виды по:
- Геометрическим размерам;
- Форме;
- Практическому назначению.
Высота или расстояние между несущими гранями полок является одним из основных параметров изделий. В описании балок высоту принято указывать в сантиметрах.
«Если указано «балка 16», значит, расстояние между полками составляет 160 миллиметров».
Числовое обозначение (номер высоты) изменяется от 10 до 100 в зависимости от гомологического ряда размеров, который регламентируется ГОСТами. Изготовление изделий, не соответствующих принятому гомологическому ряду, осуществляется в индивидуальном порядке.
Различные конструкции двутавров имеют буквенную маркировку:
- «Б» – балка общего назначения;
- «Ш» – широкополочная;
- «К» – колонная;
- «Д» – дополнительной серии;
- «М» – для мостовых конструкций и подвесных путей;
- «С» – стволовая (для армирования стволов шахт).
Для точного обозначения балок используется дополнительная цифровая маркировка.
«Если указано «27Б1» и «27Б2», значит, высота первой балки составляет 268 миллиметров, а второй – 270 миллиметров. При этом стенка второй балки на 1,2 миллиметра толще, чем первой».
Форма двутавров:
- С параллельными наружными и внутренними полками, производимые по ГОСТ 26020-82;
- С наклонными внутренними полками по отношению к наружным, имеющие повышенные несущие характеристики и производимые по ГОСТ 19425-74.
Назначение балок
Изделия широко применятся в строительстве, промышленности, являясь:
- Тяжело нагруженными несущими конструкциями при возведении мостов;
- Частью каркасов промышленных зданий и сооружений;
- Основой подкрановых путей для электромостовых кранов;
- Несущими балками мостовых кранов;
- Основными элементами рам автомобилей и вагонов;
- Элементом армирования стенок шахт.
Конструктивные особенности двутавров позволяют распределять нагрузку на профиль равномерно и в строго вертикально. При этом отсутствует вероятность перекоса или опрокидывания балок.