Разновидности и классификация двутавровых балок

По способу изготовления необходимо выделить горячекатаные и сварные двутавровые балки. Изделия могут производиться из конструкционных марок стали или низколегируемых сплавов в строгом соответствии с профильными государственными стандартами.      

Также получили распространение двутавры из алюминия и древесины (пиломатериалов).

Балки принято подразделять на виды по:

  • Геометрическим размерам;
  • Форме;
  • Практическому назначению.

Высота или расстояние между несущими гранями полок является одним из основных параметров изделий. В описании балок высоту принято указывать в сантиметрах.

«Если указано «балка 16», значит, расстояние между полками составляет 160 миллиметров».

Числовое обозначение (номер высоты) изменяется от 10 до 100 в зависимости от гомологического ряда размеров, который регламентируется ГОСТами. Изготовление изделий, не соответствующих принятому гомологическому ряду, осуществляется в индивидуальном порядке.

Различные конструкции двутавров имеют буквенную маркировку:     

  • «Б» – балка общего назначения;
  • «Ш» – широкополочная;
  • «К» – колонная;
  • «Д» – дополнительной серии;
  • «М» – для мостовых конструкций и подвесных путей;
  • «С» – стволовая (для армирования стволов шахт).

Для точного обозначения балок используется дополнительная цифровая маркировка.

«Если указано «27Б1» и «27Б2», значит, высота первой балки составляет 268 миллиметров, а второй – 270 миллиметров. При этом стенка второй балки на 1,2 миллиметра толще, чем первой».

Форма двутавров:

  • С параллельными наружными и внутренними полками, производимые по ГОСТ 26020-82;
  • С наклонными внутренними полками по отношению к наружным, имеющие повышенные несущие характеристики и производимые по ГОСТ 19425-74.   

Назначение балок

Изделия широко применятся в строительстве, промышленности, являясь:

  • Тяжело нагруженными несущими конструкциями при возведении мостов;
  • Частью каркасов промышленных зданий и сооружений;
  • Основой подкрановых путей для электромостовых кранов;
  • Несущими балками мостовых кранов;
  • Основными элементами рам автомобилей и вагонов;
  • Элементом армирования стенок шахт.

Конструктивные особенности двутавров позволяют распределять нагрузку на профиль равномерно и в строго вертикально. При этом отсутствует вероятность перекоса или опрокидывания балок.